Как дети будут учиться на дистанционке? Подробности разъясняет вице-министр образования и науки Шолпан КАРИНОВА
Фото Игоря НЕВОЛИНА
— Я хочу подчеркнуть, что в четвертой четверти казахстанские школы переходят на дистанционное, а не на онлайн-обучение, — начинает нашу беседу Шолпан Танатовна. — Формат работы будет зависеть от наличия и скорости интернета, технической оснащенности учеников, компьютерной грамотности педагогов. Учитель не обязан каждый день проводить онлайн-уроки. Это сложно, а часто и невозможно. Такой урок может быть, например, раз в неделю. Педагог будет работать с учениками при помощи разных интернет-платформ, телеуроков, индивидуальных заданий. Большая часть — это дистанционная работа. Повторяю, онлайн-уроков будет минимум.
— Тем не менее огромное количество людей будет одновременно подключаться к интернету — ни одна система не выдержит.
— Мы это понимаем. В Казахстане один миллион студентов и 80 тысяч педагогов, которые уже работают в интернете. С 6 апреля к ним добавятся 3 миллиона учащихся школ и 350 тысяч учителей. Это очень большая нагрузка. Чтобы хоть как-то это регулировать, мы приняли решение: с 8.30 до 14.00 будут учиться 1-9-е классы и классы предшкольной подготовки, а занятия в колледжах, вузах, 10-х и 11-х классах школ будут проходить после 14.00.
— Как это будет происходить практически? Ребенок знает расписание, в 8.30 подключается, допустим, к видеоконференции в zoom…
— Да, условно первый урок — казахский язык, и учитель проводит его онлайн. Все подключаются, слушают педагога, выполняют задания. Второй урок — география. Педагог дает в “Кунделик” ссылку на интернет-платформу, bilimland.kz, к примеру. Там есть видеозапись этой темы, но ее объясняет другой учитель. Ученик сам должен зайти на сайт, просмотреть видео и выполнить задания. На третьем уроке ребенок работает самостоятельно по тем учебным планам, которые ему вышлет учитель. На четвертом смотрит телеурок. Эти виды работ могут сочетаться, варьироваться — все зависит от конкретной ситуации.
— Многое будет зависеть от ответственности учеников и их родителей. Взрослым придется следить, чтобы во время офлайн-уроков, когда нет контроля учителя, дети занимались, а не играли или пили чай.
— Совершенно верно. Самоорганизация, самодисциплина и контроль будут очень важны. И конечно, мы рассчитываем на помощь родителей. Это и их ответственность тоже.
— Количество уроков сократится? Если в расписании 8-9 уроков, то первая смена учится и после двух часов дня. Как быть?
— Мы рекомендуем сделать уроки продолжительностью до 30 минут. Причем даже если речь идет об онлайн-формате, педагог не все это время может быть на связи с учениками. Например, 10 минут — это запись видеоурока или конференция, оставшееся время — самостоятельное выполнение задания, чтение параграфа и т. д. Все будет зависеть от сложности темы и класса. Но типовой учебный план должен быть выполнен.
— Ребенок не понял тему. Младшим школьникам что-то могут объяснить родители. А старшеклассникам? Если ты не физик или математик, то с этими предметами могут быть проблемы. Один учитель пойдет навстречу, а второй скажет: “Знаете, я урок провел, все остальное — уже ваши проблемы”.
— Учитель обязан сопровождать ребенка. Если возникают какие-то вопросы, отвечать на них, используя любые инструменты: мессенджеры, видеосвязь. Все это должно обговариваться заранее и в индивидуальном порядке.
— В субботу дети будут учиться?
— Нет. Телеуроки тоже будут идти пять дней. Да, в старших классах, особенно гимназий и лицеев, большая нагрузка. Есть приказ №125 Министерства образования и науки, в котором указано, какие темы можно объединять и проводить вместо двух уроков один. Это предусмотрено на случай форс-мажоров, например таких, когда на севере страны из-за мороза отменяют занятия. Мы рекомендуем объединять уроки по темам и степени сложности, чтобы дети не учились по субботам.
— Телеуроки — это вспомогательный, а не основной компонент, как думают некоторые?
— Да, вы правы. В случае если у ребенка вообще нет интернета и компьютера, его спасет телевизор. Телеуроки будут идти на двух каналах — “Ел Арна” и “Балапан” — и длиться 10 минут. Конечно, помимо них учитель должен давать задания из учебников, делать какие-то комментарии, следить, понял ли ребенок новую тему, то есть быть с ним на связи.
— Я надеюсь, во время онлайн-уроков дети не должны сидеть в школьной форме?
— Нет, но они должны быть опрятно одеты, умыты и причесаны. Естественно, не есть во время урока, не уходить от экрана.
— Будут ли уроки физкультуры, музыки, художественного труда?
— Да, они будут проходить дистанционно. Телеуроков по этим предметам и начальной военной подготовке не будет. У нас есть учителя, которые уже записали видеоуроки по физкультуре. Дети должны будут выполнять упражнения, делать задания по худтруду, фотографировать свои работы и высылать учителю. Что касается музыки, мне кажется, в интернете много платформ, с помощью которых можно ее преподавать.
— Будут ли экзамены в 9-х и 11-х классах?
— Это зависит от того, как будет развиваться ситуация. Решение пока не принято. То же самое касается и выпускных вечеров в этих классах.
— Дети будут учиться всю четвертую четверть?
— Опять же, мы будем ориентироваться по ситуации. Если она стабилизируется, перейдем на обычный формат учебы.
— Сколько СОР и СОЧ будет в этой четверти?
— По одному СОР и СОЧ по каждому из предметов независимо от количества тем. Мы понимаем, что учащиеся могут списывать, выполняя эти работы, но рассчитываем на их честность. Другого варианта у нас нет. Дети должны быть аттестованы.
— Как учителя будут следить за посещаемостью?
— Учитель будет ориентироваться на выполненные задания, которые ребенок будет отправлять в “Кунделик”. В тех школах, где его нет, педагоги заведут временные журналы. Если учащийся ничего не делает, учитель должен связаться с ним, выяснить, почему это происходит. Все дети должны быть охвачены дистанционным образованием. Школы уже передают на ответственное хранение компьютеры в те семьи, в которых их нет. Мы должны завершить эту работу до начала четверти.
— Один компьютер не решит проблему, особенно если семья многодетная. В квартире четыре школьника, один компьютер и две комнаты, а уроки в одно время.
— В масштабах страны многодетных семей много, но если брать точечно, в каждой школе их несколько, поэтому эту проблему можно решить индивидуально. Кто-то смотрит видеоурок, кто-то читает параграф, потом дети меняются. Все это нужно учитывать, составляя расписание и план обучения. Конечно, тонкостей много, мы впервые оказались в такой ситуации и понимаем, что первая неделя будет разъяснительной. Но самое главное, чтобы все дети имели доступ к этим программам и освоили их.
Я хочу обратиться к отделам и управлениям образования на местах. Не нужно требовать от учителей бесконечных отчетов. Их должно быть минимум. Дайте педагогам время, чтобы они могли творчески и качественно работать с детьми.
Наши цифры
— В Казахстане 4011 школ.
— Более 3 миллионов школьников.
— 350 тысяч учителей.
Памятка для родителей
Телеуроки будут транслироваться на телеканалах “Ел Арна” и “Балапан” на казахском и русском языках. Время эфиров учащимся сообщат заранее. Кроме этого для учеников 9-11-х классов на телеканале “Алматы” будут идти уроки по естественно-научному направлению, они будут доступны и в интернете. Радиоуроки будут идти на “Қазақ радиосы”.
Для работы учителя будут активно использовать “Кунделик”, платформы bilimland.kz и daryn.online, Mektep OnLine, доступ к ним будет бесплатным. Все электронные учебники размещены на сайте opiq.kz.
Дословно
Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов:
Про летние каникулы:
“Я считаю, в настоящее время вопрос о том, что дети могут учиться летом, не стоит. Данный вопрос не рассматривается. У нас нет планов сокращать летние каникулы. Но если будут какие-то новые обстоятельства, возможно, нам придется прийти к этому”.
Про ЕНТ:
“Пока МОН не планирует переносить сроки проведения Единого национального тестирования. Оно должно пройти в конце июня. Но окончательное решение будет принято ближе к маю в зависимости от эпидемиологической ситуации в стране”.