Семинардың тақырыбы: «Инклюзивті білім беруді жүзеге асырытыт жалпы білім беру ұйымдарындағы оқытудың ерекшіліктері»
Семинар на тему:«Особенности обучения в общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивное образование»
Инклюзивное образование – обучение детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах (классах).
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином»инклюзивное образование».
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения, равного доступа детей с ограниченными возможностями к образованию.
Если обратиться к статистическим данным, на сегодняшний день:
• из 5 миллионов детей, проживающих в РК, свыше 150 тыс. детей с ОВР, что составляет 3% от общего количества, из них 48.000 детей дошкольного возраста.
• В нашей школе детей с ОВ по состоянию на начало 2019-2020 учебного года:
— в классах детей ЗПР – 5человек
— обучаются на дому – 3 человек
— детей — инвалидов – 3 человека
Сформированность нормативно-правовой базы по вопросам инклюзивного образования
Для успешной реализации инклюзивного образования в условиях школы сформирована соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя:
• Конституция Республики Казахстан (Принята на республиканском референдум 30.08.1995 г.)
• Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2019 г.)
• Закон РК «О правах ребёнка в Республике Казахстан»
• Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года № 343
• Закон «О социальной защите инвалидов» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
• Закон «О специальных социальных услугах» от 29 декабря 2008 года № 114-IV»
• Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»
• Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 611 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарноэпидемиологические требования к объектам образования»
• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 66 «Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования»
• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»
• Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»
• Приказ МОН РК «Об утверждении норм оснащения оборудованием и мебелью дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования» №70 от 22.01.2016 г.
• Приказ Министра образования и науки РК № 595 от 30 октября 2018 года «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов»
Цель: Создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития детей с ОВР, их включённость в образовательный и воспитательный процесс.
Мероприятия по реализации цели:
— учёт и мониторинг детей с ОВР,
-коррекционно-педагогическая поддержка детей с ОВР (социально-психологическая служба, индивидуальный и дифференцированный подход на уроках),
— повышение квалификации педагогов через курсовую переподготовку.
(слайд 1) Қазақстан Республикасының саясаты барлық азаматтардың әлеуметтік, экономикалық, мәдени мәртебесіне қарамастан сапалы білім алу құқықтарын қамтамасыз етуге бағытталған. Мемлекет басшысының «Қазақстан жолы – 2050: Бір мақсат, бір мүдде, бір болашақ» атты Қазақстан халқына Жолдауында: «Мүмкіндігі шектеулі азаматтарымызға кӛбірек кӛңіл бӛлу керек. Олар үшін Қазақстан кедергісіз аймаққа айналуға тиіс. Бізде аз емес ондай адамдарға қамқорлық кӛрсетілуге тиіс – бұл ӛзіміздің және қоғам алдындағы біздің парызымыз»,-деп атап кӛрсетілді.
Политика Республики Казахстан направлена на обеспечение прав всех граждан на качественное образование вне зависимости от их социального, экономического, культурного статуса. В Послании Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» дано поручение «усилить внимание к нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».
(слайд 2) Білім беру ұйымдарында кедергісіз ортаны қамтамасыз ету (физикалық қолжетімділікті қоса алғанда) және білім беру процесін оқу барысында қиындықтарға тап болған оқушылардың қажеттіліктерін ескере отырып жүзеге асыру үшін қажетті материалдық база құрылуы тиіс (пандустарды, лифттерді, дәретханаларды, ойын аймақтарын жабдықтау, мамандар кабинеттерін қажетті жабдықтармен және дидактикалық материалдармен жабдықтау).
В организациях образования должна создаваться необходимая материальная база для обеспечения безбарьерной среды (включая физический доступ) и осуществления образовательного процесса с учетом потребностей школьников, испытывающих трудности в обучении (оборудование пандусов, лифтов, туалетов, игровых зон, оснащение кабинетов специалистов необходимым оборудованием и дидактическими материалами).
(слайд 2) Психологиялық қолайлы жағдай жасау білім беру ұйымдарында ЕБҚ бар білім алушылардың бейімделуі үшін пәндік-практикалық қоршаған ортасын орнатудан басталады. Бұл ретте бала үшін психологиялық жайлылықтың маңызды компоненттерінің бірі оның сыныптағы оқу орны болып табылады. Сыныптағы оқушыларды отырғызу мәселесін шешу кезінде ұстануы қажет кейбір ережелер бар. ЕБҚ бар балаларға қолайлы отырғызу орындарын ұсыну қажет: оларды ынталы және жақсы үлгеруші оқушылардың жанында немесе оң рӛлдік модельді тасымалдаушылардың жанында отырғызу керек.
Создание психологически комфортных условий для адаптации обучающихся с ООП в организациях образования начинается также с устройства предметно-практической окружающей его среды. При этом одним из важных компонентов психологического комфорта для ребенка является его учебное место в классе. Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться при решении вопросов рассаживания учащихся в классе. Детям с ООП следует представлять наиболее удобные для них места рассадки:сажать их желательно рядом со старательными и хорошо успевающими учениками или рядом с теми, кто является носителем положительной ролевой модели.
(слайд 3) Оқушының қажеттіліктері мен қолдауын бағалаудың бірінші деңгейі Первый уровень оценки потребностей и поддержки ученика. Бағалау мен қолдауды тікелей мұғалім жүзеге асырады. Мұғалім бірінші болып формативті бағалау барысында оқытудың қиындықтарын анықтайды. Оның міндеті – қиындықтар сипатын, олардың пайда болу себептерін ӛзіндік анықтау, оқушының қалыптасатын білімдеріндегі олқылықтарды анықтау. Алынған ақпарат негізінде мұғалім сыныпта оқушыны сабақта қолдауды ұйымдастыруы керек (жеке тәсілдеме).
Использование на уроке индивидуальных учебных материалов: средств наглядности, памяток, алгоритмических предписаний, упрощенных учебных заданий, сокращение текста для чтения, для письма, предоставление коротких и поэтапных инструкций для выполнения заданий, уменьшение количества информации, которую надо выучить наизусть и др.; изменение контрольных материалов: адаптация формулировки инструкции – разбиение ее на несколько частей в соответствии с этапами выполнения задания; уменьшение количества контрольных заданий.
(слайд 4) Оқушының қажеттіліктері мен қолдауын бағалаудың екінші деңгейі Второй уровень оценки потребностей и поддержки ученика. Қажеттіліктерді бағалау мен қолдауды тек мұғалім ғана емес, сонымен қатар психологиялық-педагогикалық сүйемелдеу қызметі мамандарының командасы (психолог, логопед, дефектолог мұғалім, әлеуметтік педагог) жүзеге асырады. Оқушының мамандардың кӛмегіне қажеттілігін бағалауды жүргізу үшін оқушының ата-анасының жазбаша келісімін алу қажет. Әрбір маман қажетті әдістер мен әдістемелерді қолдана отырып, оқушыларды оқытудың қиындықтарын тудыратын себептерді анықтау мақсатында психологиялық, логопедтік, арнайы педагогикалық тексеру жүргізеді. Зерттеу барысында маман оқушы дамуының әлсіз жақтарын ғана емес, сондай-ақ оқудағы табысты болуы үшін оқушының қолда бар ресурстарын да анықтайды. Тексеру нәтижелері бойынша мамандар келесідей анықтайды: оқушының оқу бағдарламасын қысқарту қажеттілігі.
Оценка потребностей и поддержка осуществляется не только учителем, но и командой специалистов службы психолого-педагогического сопровождения (психолог, логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог). Для проведения оценки потребностей ученика в помощи специалистов необходимо получить письменное согласие родителей
(слайд 5) Оқушының қажеттіліктері мен қолдауын бағалаудың үшінші деңгейі. Третий уровень оценки потребностей и поддержки ученика.
Выбор организации образования в соответствии со ст. 49 Закона РК «Об образовании» остается за родителями ученика. В случае, когда родители выбирают школу по месту жительства, то школа должна обеспечить ученику поддержку со стороны учителя и специалистов сопровождения в соответствии с рекомендациями ПМПК (ссылка на приказ МОН РК № 595 п. 25.).
(слайд 6) Мҧғалімнің, психологиялық-педагогикалық сҥйемелдеу қызметі мамандарының, ата-аналардың оқушының ерекше білім алу қажеттіліктерін қанағаттандыру және бағалау кезеңдеріндегі ӛзара ісәрекет алгоритмі
Сотрудничество учителей и родителей поможет посмотреть на ситуацию с разных сторон, а, следовательно – позволит взрослым понять индивидуальные особенности ребенка, выявить его способности и сформировать правильные жизненные ориентиры.
(слайд 7) Тоқсан соңында пән мұғалімдеріне ЕБҚ бар білім алушының оқу жетістіктерінің қорытындысы бойынша қорытынды жасау және қажет болған жағдайда жеке оқу бағдарламасына түзетулер енгізу ұсынылады.
Ерекше білім беру қажеттіліктері бар балаларды сүймелдеуге арналған жеке бағдарламаларды мұғалім әзірлейді және инклюзивті білім беруді жүзеге асыратын мектептің педагогикалық кеңесі бекітеді.
В конце четверти учителям-предметникам рекомендуется сделать вывод по итогам учебных достижений обучающегося с ООП, и при необходимости внести коррективы в индивидуальную учебную программу.
Индивидуальные программы для сопровождения детей с особыми образовательными потребностями разрабатываются учителем и утверждаются педагогическим Cоветом школы, реализующей инклюзивное образование.
(слайд 8) Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2008 жылғы 18 наурыздағы № 125 бұйрығына ӛзгеріс енгізу туралы»» бұйрыққа сәйкес 14-8тармақта «ерекше оқу қажеттіліктері бар білім алушыларды бағалау кезінде педагог сараланған және/немесе жеке тапсырмаларды қолданып, сондай-ақ, оқушының ерекшелігін есепке ала отырып, бағалау критерийлеріне ӛзгерістер енгізеді»,-деп кӛрсетіледі.
Осыған байланысты, жаңартылған бағдарлама мазмұнының ерекшеліктеріне сүйене отырып, ЕБҚ бар балаларға арналған БЖБ және ТЖБ тапсырмаларын әзірлеу кезінде оқу мақсаттарын, критерийлерін, дескрипторларды, тапсырмаларды саралау ұсынылады.
Согласно приказу «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»» в пункте 14-8 указывается, что «при оценивании обучающихся с особыми