image
Абай Кунанбаеву 175 лет
image
Лента победы
image
25-летие конституции РК
image
Балалар жылы

image

Сатпаевские чтения-2023: у Розовских школьников — первое и третье места

Сатпаевские чтения-2023: у Розовских школьников — первое и третье места

В Павлодаре 12 апреля 2023 года прошла Международная научно-практическая конференция «XXIII Сатпаевские чтения». Ученики Розовской СОШ в очередной раз продемонстрировали высокие результаты в этом интеллектуальном состязании.

Евгений Ефремов с проектом «Умная юрта» занял первое место. Проект основан на умных технологиях и является гидом в историю Казахстана, так как объясняет устройство юрты. Демонстрационная модель, подготовленная Евгением, рассказывает об основных элементах юрты по желанию пользователя. Любой желающий узнать, что такое «кереге» или «шанырак», может нажать на кнопку и услышать рассказ об этом элементе. Кроме того, большую часть деталей юрты разработали в 3D-редакторе и распечатали на 3D-принтере: от сложного механизма открытия юрты с помощью сервопривода до простейших бытовых предметов и оформления юрты. Саму программу «умной юрты» записали на плату Arduinonano — благодаря ей можно зажечь лампу, включить звук и сервопривод. Также для проекта использовали звуковой модуль, усилитель звуковой частоты, батарею для автономной демонстрации проекта, стабилизаторы на пять и 3,5 вт, светодиоды, управляющие кнопки.

«Умная юрта» очень впечатлила жюри и других участников, которые отметили новизну проекта и его практическую пользу — это не только устройство, способное заинтересовать своими техническими возможностями. Благодаря ему ученики да и вообще все желающие смогут больше узнать как об устройстве юрты, так и о традициях казахского народа, важных обрядах и культурологических особенностях страны.

Никита Загорский с исследованием социальных проблем села Розовка. Он разделил их на четыре группы — материальные, жилищно-бытовые, экологические и проблемы здравоохранения.

К материальной проблеме школьник определил разведение и содержание сельского хозяйственного подворья. Проблема заключается в стоимости кормов, нехватке пастбищных угодий для летнего выпаса скота, отсутствие водоемов для питья животным.

Жилищно-бытовая проблема села — отсутствие централизованной питьевой воды и отопления. Каждый двор использует для питья и других хозяйственных нужд воду из собственных скважин, 45 домов обеспечиваются водой из общей скважины принадлежащей ТОО «Кирова». Кроме того, часть сельчан покупают бутилированную воду в магазинах, что не может не влиять на уровень расходов.

Жители села назвали главной экологической проблемой свалку, которая постоянно увеличивается. И в этом виновато само население, которое не занимается сортировкой мусора, а бездумно выбрасывает его. Очень вредит экологии и то, что туши мертвых животных в обход всех правил оставляют на свалке. Это может стать причиной заражения как животных, так и людей.

Несмотря на наличие амбулатории и пункта скорой медицинской помощи, в селе нет аптеки, что является большой проблемой для 30% пожилого населения. Они не всегда могут выехать в город или соседнее село, чтобы купить лекарства. Проблемой сферы здравоохранения также являются отсутствие стоматологической кабинета и фармацевта.

Жюри понравилось внимание Никиты к практической стороне обозначенных им проблем — школьник проводил опросы, разговаривал с жителями села и выслушивал их мнения. Поэтому его проект получился не простым перечислением проблем, а подкрепился статическими данными и конкретными предложениями. Именно это позволило школьнику занять призовое место и выделиться среди других участников.

Карина Оспанова изучила актуальные проблемы изучения английского языка и предложила пути их решения. Напомним, в 2022 году экс-министр образования АсхатАймагамбетов заявил, что необходимость знания английского казахстанскими школьниками не должна подвергаться сомнению. По его словам, более 90% научных статей выходит на английском, 60% контента в интернете — на английском языке. Для того, чтобы не оставаться в стороне от мирового процесса — в том числе и научного, необходимо знание английского, однако здесь есть несколько проблем, связанных с его изучением. Об этих проблемах и рассуждала ученица в своем проекте.

Основная проблема для тех, кто начинает изучать английский язык — орфография и произношение. И если первое можно решить, больше читая и нарабатывая так называемую интуитивную грамотность. А вторую проблему, как и в общем изучение языка, способна решить прaктикaрaзгoвoрнoй речи — разумеется, желательно с носителем или бегло говорящем на английском человеком. Еще один действенный метод — заинтересовать учеников культурой народа, чей язык они изучают. Здесь поможет все — кинематограф, литература, музыка, искусство, география, история. Получая удовольствие от фильмов или книг, человек будет, порой даже неосознанно, повышать свой уровень, чтобы больше понимать и узнавать.

«В современном мире незнание английского буквально отрезает вас от многих достижений цивилизации. Международный язык позволяет получить достойное образование в престижном университете, работу мечты и полноценное общение с иностранцами из любого уголка планеты», — объяснила Карина.

К сожалению, проект ученицы не занял призового места, однако жюри понравилось выступление Карины. Они отметили большую работу, которую ученица провела, готовя теоретическую часть и доказывая свои тезисы. Однако проекту не хватило практической части, что Карина сможет исправить в будущем, тем более что она уже знает все недочеты и готова их исправить.

 

Координатор по одаренным детям Галеева А.Т.