с чего начинаются роботы
Узнали в кружке робототехники ученики Розовской школы. После нескольких часов введения в историю и теориюробототехники ребята собрали и запрограммировали свои первые автоматизированные механизмы: фабрику по распределению цветных деталей, конвейер шариков, кран-манипулятор, самобалансирующий механизм, робот-стражник и многие другие. И уже в январе этого года успешно участвовали в областной выставке «Мы из будущего» с творческими проектами: робот-поводырь для слепых, автоматизированный ткацкий станок и робот-шпион.
Все это стало возможным после больших финансовых вложений министерства образования РК. В 2016 — 2017 году для приобретения кабинетов робототехники в 15 общеобразовательных школах города Павлодар из областного бюджета выделены средства в размере — 33,6 млн. тенге.
В павлодарском районе тоже с прошлого года были приобретены наборы робототехники в Пресновской, второй Чернорецкой, Мичуринской, Красноармейской, Заринской, Розовской и Рождественской СОШ. Районному отделу образования это обошлось в 15 млн.344 тыс. тенге.
Что сейчас представляет из себя лаборатория робототехники в деревенской школе:
- Это робоконструкторы самой передовой фирмы в сфере конструирования — датской компании LEGO . Именно на базе легонабора MINDSTORMS EV3 сегодня проводятся основные соревнования по робототехнике (WRO);
- Современные микроконтроллеры ARDUINO и RASBERY Pi, а также комплекты датчиков и сервоприводов к ним. Эти устройства позволяют относительно недорого автоматизировать самые разнообразные сфере человеческой жизни, начиная от умного дома (свет, вентиляция, отопление, безопасность и т.д.) и заканчивая проектами для освоения космоса;
- Компьютеры для программирования роботов и 3D-моделирования;
- 3D-принтер для производства деталей;
- Дополнительное оборудование: паяльник, поля для соревнований, литература, наборы деталей, датчиков и расходный материал и т.д.
Почему министерство образования и районный отдел образования решились на такие вложения? Что такое роботы сегодня и завтра? Модная игрушка или билет в будущее?
«Уважаемые казахстанцы! Сегодня мир вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. Новый технологический уклад кардинально меняет то, как мы работаем и воспитываем детей…..» начал свое ежегодное послание в 2018 году Назарбаев Н.А. Давайте, разберемся подробней, что такое четвертая промышленная революция и почему это стало новым ориентиром в современном обществе, в общем, и в казахстанском образовании, в частности?
Первая промышленная революция длилась с 1760-х по 1840-е годы. Ее пусковым механизмом стало строительство железных дорог и изобретение парового двигателя, что способствовало развитию механического производства. Вторая промышленная революция, начавшаяся в конце XIX и продлившаяся до начала XX века, обусловила возникновение массового производства благодаря распространению электричества и внедрению конвейера. Третья промышленная революция началась в 1960-х годах. Обычно ее называют компьютерной или цифровой революцией, так как ее катализатором стало развитие полупроводников, использование в шестидесятых годах прошлого века больших ЭВМ, в семидесятых и восьмидесятых – персональных компьютеров и сети Интернет в девяностых.
Сегодня мы стоим у истоков четвертой промышленной революции. Она началась на рубеже нового тысячелетия и опирается на цифровую революцию. Ее основные черты – это «вездесущий» и мобильный интернет, миниатюрные производственные устройства, искусственный интеллект и обучающиеся машины. По масштабу, объему и сложности четвертая промышленная революция не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Нам предстоит увидеть ошеломляющие технологические прорывы в самом широком спектре областей, включая искусственный интеллект, роботизацию, автомобили-роботы, трехмерную печать, нанотехнологии, биотехнологии, хранение энергии, квантовые вычисления и многое другое. И в отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейными, а скорее экспоненциальными темпами.
В своей книге «4-я промышленная революция» немецкий экономист Клаус Шваб, являясь Президентом Всемирного экономического форума в Давосе, обобщает опыт и взгляды ведущих мировых экспертов в области экономики и технологий по поводу ближайшего будущего человечества.
По результатам исследования, около 47 % рабочих мест в США подверженны риску автоматизации уже в течение двух следующих десятилетий. Не будет переводчиков, бухгалтеров, юристов, консьержей, фармацевтов, аудиторов, телефонных операторов и даже водителей такси. Это не шутка! 200 лет назад 90% населения США было занято сельским хозяйством, а сейчас всего 2%! Например, Австрийская сталелитейная компания Voestalpine AG недавно инвестировала в строительство завода в Донавице по выпуску стальной проволоки. На прежнем производстве компании с таким же объемом выпуска, построенном в 1960-е, было занято около 1000 рабочих, сейчас же здесь… 14 работников. Уже некоторые производители заверяют, что скоро появится сельскохозяйственный робот стоимостью в 100 долларов. Фермеры стран 3- мира станут просто руководителями, вместо тяжелой работы в поле.
Согласно прогнозам к 2035 году в США на каждого жителя будет приходиться от 7 до 8 роботов. То есть рынок роботов по своим объёмам значительно превышает рынок телевизоров, телефонов, компьютеров и даже автомобилей вместе взятых.
На наших глазах зарождается огромная, в триллионы долларов индустрия. Если повести аналогию с компьютерами то сегодняшний день это примерно, как 1975 год для компьютеров. И сейчас важно для нашей страны понять – будем ли мы роботов производить и продавать или будем их покупать из-за границы. Таким образом, четвертая промышленная революция несет в себе как вызовы, так и возможности.
Как мы видим — нельзя терять время! Нужно учить детей робототехники уже сегодня. На этих занятиях дети получают знания по основам механики, электроники,программированию и роботостроению и осваивают профессию «робототехник» входящею в список 10-ти профессий будущего
К сожалению, на сегодняшней день остается открытый вопрос о способе вовлечения всех желающих детей в мир роботов. Из-за малого количества робокомплектов, отсутствие ставок учителя робототехники и лаборанта, малой учебной нагрузки (преподаватель робототехники, зачастую, на добровольной основе ведет кружок) даже не все старшеклассники получили возможность робоконструировать. Также остались неохваченными дети с 1 по 4 класс, которые могли бы заниматься на более простом наборе LEGO WEDO.