Рекомендации психолога родителям будущих первоклассников
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик — учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6 годам ребенок должен знать:
§ свой адрес и название города, села, поселка, в котором он живет;
§ название страны и ее столицы;
§ имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
§ времена года, их последовательность и основные признаки;
§ названия месяцев, дней недели;
§ основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.
1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку.
2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникации. Сюда можно отнести такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.
Что важно сделать перед школой?
1. Развивать мелкую моторику рук.
2. Сформировать интерес к книге.
3. Приучить соблюдать режим дня.
4. Сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности.
5. Научить ребенка общаться со сверстниками.
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка.
Советы для родителей будущих первоклассников:
Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.
Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.
Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.
Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.
Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.
Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.
Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.
Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
И помните: самое главное — верить, что у сына или дочки все сложится ХОРОШО!!!
Психологические рекомендации родителям первоклассников, чтобы период школьного обучения протекал более успешно
Главная забота родителей в этот период – поддержание у ребенка интереса и стремления учиться, узнавать новое. Это, несомненно, положительным образом сказывается на развитии познавательных процессов ребёнка.
1. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.
2. Никогда не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны. Вы любите ребёнка таким, какой он есть.
3. Будьте последовательны в своих требованиях. Если хотите, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте возможность почувствовать себя повзрослевшим.
4. У вашего ребенка что-то не сразу получится – относитесь к этому с пониманием.
5. Старайтесь честно и терпеливо отвечать на вопросы ребёнка.
6. Каждый день находите время, чтобы побыть наедине со своим ребёнком.
7. Учите ребёнка свободно и непринуждённо общаться со сверстниками и взрослыми (в разумных пределах).
8. Постоянно подчеркивайте, что вы им гордитесь.
9. Дозируйте нагрузку, чтобы не было переутомления. Ребёнок должен иметь возможность гулять, отдыхать, делать уроки без спешки.
10. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Общая длительность учебных занятий дома не должна превышать одного часа, а компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
11. И вообще, иногда ставьте себя на место своего ребёнка, и тогда вы сможете понять, как вести себя с ним.
Психологические рекомендации родителям первоклассников
1.Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
2. Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и, если она вам плохо удается, — это не вина ребенка.
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
4. Ни в коем случае не предупреждайте на прощание: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!»… Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов: у него впереди трудный день.
5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь: это не займет много времени.
6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил наедине. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
8. После школы не торопитесь сажать ребенка за уроки, надо два — три часа отдохнуть (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков — с 15 до 17 часов.
9. Не заставляйте первоклассника делать все уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
10. Во время приготовления уроков не сидите у малыша над душой, дайте ему возможность работать самому, но, если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!»), похвала (даже если не очень получается) — необходимы.
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
12. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего для вас должны стоять его дела, заботы, радости и неудачи.
13. Выработайте единую тактику в семье, свои разногласия по поводу педагогических приемов решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, просматривайте литературу для родителей: там вы найдете много полезного.
14. Во время учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В это время надо быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
15. Не отмахивайтесь от жалоб ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
16. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Завтра новый учебный день и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным.