Работа с трудным ребенком
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие «трудный» ребёнок. Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.
Я работаю с учащимися среднего школьного возраста. Считаю, что работа с трудными детьми тесным образом перекликается с воспитанием толерантности у учащихся. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Первостепенная задача, которая стоит с самого начала воспитательного процесса это – формирование сплочённости классного коллектива. Моя цель научить детей действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников, воспитывать культуру труда и общения. Неслучайно одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности в моём классе является нравственность.
Проблема культуры общения одна из самых острых в школе. В своём классе часто сталкиваюсь с проблемой взаимоотношений между учащимися. Дети не всегда терпимы по отношению друг к другу, не корректны в общении. Это проявляется в образовании группировок в классе и негативном отношении к отдельным учащимся. Дети обзывают друг друга, а порой и сквернословят.
Одним из способов решения данной проблемы считаю использование игры как метод воспитания. К примеру, приведу фрагмент игры: “Конверт откровений” Учащимся предлагаются вопросы затрагивающие их личные качества, качества, которые они ценят в людях. Или игра “Комплименты”: учащиеся стоят по кругу и бросают мяч с комплиментами, причём здесь используются также и пожелания друг другу изменить в себе что – то. Дети в процессе игры знакомятся с достоинствами друг друга. К детям приходит понимание того, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Большое значение имеют коллективные игры, а также конкурсные программы, которые проходят в игровой форме: “Букварь природы”, игра-викторина “В поисках клада”, игра-путешествие по станциям и др. В процессе различных игр дети приучаются к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, учатся поддерживать друг друга, доверять. Игра позволяет наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно через общение с детьми. Детям всегда говорю, что наш класс – это маленькая семья, и, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга, уметь видеть ошибки не только других, но и свои. В ходе общения с детьми способствую формированию умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилий.