«Воспитание экологической культуры средствами декоративно-прикладного искусства»
«Воспитание экологической культуры средствами
декоративно-прикладного искусства»
Учитель художественного труда: Витько Н.В.
В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле. Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой. Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся практики экологического образования.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, методистов, практиков. Как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое воспитание по своей сути имеет сложный, комплексный характер.
В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического воспитания. Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.
Необходимым условием построения современной системы экологического воспитания и развития экологической культуры личности является использование декоративно прикладного искусства в педагогической работе с детьми. Декоративно- прикладное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Декоративно- прикладное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, ощущениями. Возможность обучения и воспитания экологической грамотности и культуры творчеством и искусством — наиболее универсальная модель развития.
Занятия прикладной и художественной деятельностью позволяют воспитывать навыки экологической культуры не только в сфере искусства, но и широчайшем спектре жизнедеятельности человека, помогают формировать человека с яркой индивидуальностью.