План профориентационной работы Чернорецкой СОШ №2
на 2020 – 2021 учебный год

Цели

оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках курсов по выбору и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети группы риска, дети из неблагополучных семей);
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» — официально указанное занятие, специальность) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация — умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация — система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация — целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле — длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях — общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогом-психологом.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

сформировать положительное отношение к труду;
научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

Профессиональная консультация

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование — изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы могут быть следующие:

профориентационные уроки;
экскурсии;
классный час по профориентации;
встречи со специалистами;
профильные курсы по выбору;
родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

1-4 классы

Мир профессий

Знакомство с профессиями родителей.
— классные часы-встречи
— рассказ о профессии
Формирование положительного отношения к трудовой деятельности.
— беседы о труде
— внеклассные мероприятия
— профориентационные игры
Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий.
— составление каталога профессий
— профориентационные игры
— классные часы-встречи
Часы школьного компонента: кружки, предметы по выбору.
— информатика в играх и задачах
— развитие речи

5-8 классы

Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для подростков. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям. Как указывалось выше, проведение тренинга является одним из наиболее привлекательных способов предоставления возможности подросткам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.

Самоопределение в области «человек – труд — профессия»

Формирование основ профориентационной направленности.

— анкетирование учащихся

— психологическое тестирование индивидуальных психологических особенностей учащихся (диагностический минимум)

Осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий.

-психологические тренинги, тестирование, фронтальные занятия с элементами тренинга

— классные часы

— профориентационные игры.

Часы школьного компонента: элективные курсы, кружки, предметы по выбору

image
Абай Кунанбаеву 175 лет
image
Лента победы
image
25-летие конституции РК
image
Балалар жылы

image