Анализ
учебно – воспитательной работы
Чернорецкой СОШ №2
за 2020-2021 учебный год
Общие сведения о развитии образовательного учреждения
Школа руководствуется в своей деятельности принципами гуманизма и демократии, приоритетом общечеловеческих ценностей, светскости образования, его общедоступности и открытости, с учетом профессионального определения ребенка и его семьи.
Основными целями школы являются: образовательная деятельность по образовательным программам начального, основного среднего и общего среднего образования, формирование общей культуры личности учащихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Приоритетные направления работы школы:
- усиление личностной и индивидуальной направленности содержания образования и форм его организации;
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ГОСО
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психологопедагогического сопровождения каждого обучающегося,
- формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- мониторинг образовательной деятельности обучающихся — выявление степени сформированности образовательных компетенций у учащихся;
- развитие организационно-методической системы подготовки обучающихся 5-11 классов к итоговой аттестации, ЕНТ
- мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся и сотрудников школы;
- развитие социального партнерства.
Девиз деятельности педагогического коллектива:
«Важно не только передать ученику те или другие знания, но и развить в нем желания и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания. Обладая такой умственной силой …, человек будет учиться всю жизнь, что и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения» К.Д. Ушинский.
Принципы построения образовательного пространства школы 1. Образованность, нравственность.
- Гуманизация
- Демократизация
- Принцип индивидуально-личностного подхода
- Принцип духовности
Педагогическая система школы — открытая система. Как отдельное образовательное учреждение, школа входит в более широкие образовательные системы, являясь частью районного, областного и республиканского образовательного пространства.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Школа является коммунальным государственным общеобразовательным учреждением.
- количество учащихся – 288;
- количество классов – 22; класс-комплектов — 21
- средняя наполняемость классов – 13 учащихся;
- количество педагогов – 45
Педагогический персонал
Кадровый состав образовательной организации.
К-во пед | высшая | педагог- исследователь | первая | педагог-эксперт | вторая | педагог-модератор | педагог |
45 | 3(6%) | 3(6%) | 11(24,4%) | 13(30%) | 7(15,5%) | 3(6%) | 5(11%) |
В 2020-2021 учебном году курсы повышения квалификации прошли 11 человек (24%от количества всех педагогических работников). Педагогический коллектив школы, в целом, характеризует профессиональная компетентность, достаточно высокий творческий потенциал, интерес к новому в дидактике и желание самосовершенствоваться. Анализ показывает, что кадровый состав образовательного учреждения в основном составляют учителя с большим стажем работы. Отрадно пополнение коллектива молодыми учителями, в т.ч. выпускниками школы (Абылгазы А.Т.)
Организация учебного процесса
Главной задачей, над которой работает педагогический коллектив школы, является повышение качества знаний. Исходя из состояния образовательного процесса в школе, наличия проблем и противоречий, а также современных стратегических приоритетов образовательного пространства района, основными направлениями развития школьного образования на период до 2020 года являются следующие:
- обновление содержания образования и внедрение современных педагогических технологий в УВП;
- максимальный учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей и возможностей школьников;
- совершенствование обучения путём улучшения кадрового и учебно-методического обеспечения;
- создание банка данных об одарённых учениках и учащихся с повышенной мотивацией к учёбе;
- совершенствование управленческой деятельности администрации школы по повышению качества образования;
- внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий, работа в сети ИНТЕРНЕТ (Кунделик, BilimLand, база НОБД, электронная база «Мектеп»)
Диаграмма количественного состава учащихся за 3 года:
Одним из условий готовности образовательного учреждения к реализации ГОСО основного среднего образования , общего среднего образования является создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение деятельности педагогов на всех этапах реализации требований ГОСО. Организацией методической работы в школе занимается методический совет.
Деятельность коллектива школы по выполнению Закона об образовании, направленная на повышение качества знаний, организацию процесса учения и решение задач всеобуча позволила добиться педагогическому коллективу следующих результатов:
Сравнительная таблица
качества знаний и успеваемости обучающихся за 3 года.
Уч.год | Кол-во уч-ся | На «5» | На «4 и 5» | Кач-во успев. |
2018-2019 | 282 | 46 | 103 | 52,8 |
2019-2020 | 283 | 48 | 100 | 52,3 |
2020-2021 | 288(266) | 45 | 93 | 52,8 |
Рейтинг классов по качеству знаний выглядит следующим образом:
класс | классный руководитель | всего | на 4 — 5 | % качества |
1а | Нурпеисова С.Ж. | 16 | ||
1б | Нуралинова М.К. | 11 | ||
2а | Этекбаева А.Ж. | 12 | 8 | 67 |
2б | Сатвалдина Г.К. | 19 | 10 | 53 |
3а | Айбенова З.А. | 18 | 10 | 55 |
3б | Смирнова С.Н. | 17 | 10 | 59 |
4а | Мугдинова М.Е. | 14 | 9 | 64 |
4б | Саенко О.А. | 19 | 9 | 47 |
5а | Абылгазы А.Т. | 6 | 4 | 67 |
5б | Уахитова Д.К. | 18 | 10 | 55 |
6а | Ахметова Б.К. | 11 | 6 | 54 |
6б | Штрайф А.В. | 18 | 6 | 33 |
7а | Нуржанова Г.Б. | 19 | 10 | 53 |
7б | Бишель А.А | 13 | 6 | 46 |
8а | Абылгазинова Г.М. | 8 | 4 | 50 |
8б | Серёдкина Е.Н. | 12 | 6 | 50 |
9а | Болатова Л.К. | 14 | 7 | 50 |
9б | Шокабаева Л.Б. | 11 | 4 | 36 |
10а | Болатова Л.К. | 11 | 5 | 45 |
10б | Исадинова Д.К.. | 7 | 4 | 57 |
11а | Нургазинова А.К. | 12 | 8 | 67 |
11б | Серёдкина Е.Н. | 2 | 2 | 100 |
Лучшие результаты по качеству знаний показали учащиеся начальной школы и гимназических классов. Обращалось внимание на учащихся 9 класса. В результате этого проводился классно-обобщающий контроль, анализировалось низкое качество, проводились родительские собрания по данной проблеме, было посещение уроков со стороны родителей, администрации.
Выводы: Из данной таблицы видно, что высокое качество, выше школьного на 24,8 % в начальном звене, понижение идет в среднем звене на 10,9% от общего качества, в старшем звене понижение на 7,6%. Отсюда следует, что качество начинает западать со среднего звена. Причиной снижения качества в среднем и старших звеньях является объединение классов и не умение рационально распределять равномерно время между 2-мя классами, недостаточный выбор средств, их однообразие, способствующих получению результатов при формировании умений и навыков, ориентация на слабого учащегося.
Рекомендации: Учителям предметникам необходимо рационально распределять время на уроке, разнообразить выбор средств обучения, способствующих повышению качества (проводить уроки с применением интерактивного оборудования, дифференцированных и компетентностных заданий и использовать на уроках тесты нового поколения), пройти курсовую переподготовку.
Объективными причинами, не позволившими значительно повысить качество знаний в вышеперечисленных классах, можно считать следующие: слабый контроль или отсутствие такового за успеваемостью учащихся со стороны родителей. Многие учащиеся старшего звена не имеют достаточной мотивации к учебной деятельности.
Качество знаний и успеваемость учащихся 1-11 классов
по предметам учебного плана за 2020-2021 учебный год
Предмет | Кач. | Усп. | Предмет | Кач. | Усп. | |
Казахский язык | 54 | 100 | География | 65 | 100 | |
Казахская литература | 68 | 100 | Биология | 59 | 100 | |
Русский язык | 59 | 100 | Физика | 59 | 100 | |
Русская литература | 60 | 100 | Химия | 69 | 100 | |
Информатика | 72 | 100 | ||||
Алгебра | 63 | 100 | ||||
История Казахстана | 65 | 100 | ||||
Всемирная история | 66 | 100 | ||||
Геометрия | 59 | 100 | ||||
Технология | 98 | 100 | ||||
Основы правоведения | 75 | 100 | ||||
Познание мира | 88 | 100 | ||||
Обучение грамоте | 64 | 100 | ||||
Английский язык | 69 | 100 | ||||
Вывод: Из данной таблицы следует, что качество по предметам: казахский язык, казахская литература, русская грамота, математика, алгебра, геометрия, информатика понижается.
Рекомендации: Учителям предметникам работать в новом учебном году над повышением качества по предмету.
Особенности итоговой аттестации в 2020-2021 учебном году
Особенности проведения итоговой аттестации за курс основного среднего и общего среднего образования в 2020-2021 году обусловлены мероприятиями, направленными на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса в 2020/2021 учебном году:
Предмет | класс | учитель | Кол-во уч-ся | сдавало |
Сдали на |
Кач-во
% |
Усп-ть
% |
||||
5 | 4 | 3 | 2 | ||||||||
русский язык | 9 | Канафина Г.К.
Герелевская С.П. |
24 | 24 | 4 | 7 | 13 | 45,8 | 100% | ||
алгебра
|
9 | Дорж Х.
Серёдкина Е.Н. |
24 | 24 | 6 | 8 | 10 | 58,3 | 100% | ||
казахский язык | 9 | Абылгазинова Г.М.
Нургазинова А.К. |
24 | 24 | 5 | 11 | 8 | 66.5 | 100% |
По данным таблицы можно сделать вывод, что выпускники 9 класса успешно сдали экзамены за курс основной средней школы, показали хороший уровень качества знаний при стопроцентной успеваемости по предметам.
Анализ эффективности внутришкольного контроля и руководства
В 2020-2021 учебном году администрация школы работала в следующем составе: директор школы – Айбенова Гульнар Зейнуллиновна, заместитель директора по учебной работе – Герелевская Светлана Павловна,заместитель директора по воспитательной работе – Жасталап Д.Т, Штрайф А.В., заместитель директора по информатизации – Исадинова Динара Канатовна,
Распределение функциональных обязанностей между членами администрации позволило эффективно обеспечивать руководство всеми направлениями учебно-воспитательного процесса.
Управление деятельностью педагогического коллектива школы по обеспечению эффективности организации работы, осуществлению личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников, формированию творческой индивидуальности личности учителя и ученика администрация школы осуществляла совместно со специалистами социальной службы путём совершенствования системы информационного обеспечения. Работа по обеспечению стабильного функционирования школы строилась на основе эффективной системы ВШК.
В течение всего учебного года осуществлялся внутришкольный контроль по следующим направлениям: контроль за ведением школьной документации, контроль за уровнем преподавания предметов, контроль за выполнением учебных программ, контроль за подготовкой к ВОУД, итоговой аттестации и ЕНТ, контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся, контроль за работой с одаренными учащимися, контроль за воспитательной работой классных руководителей, за организацией индивидуальной работы с неуспевающими, контроль за подготовкой учителей к аттестации. Контроль осуществлялся как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План контроля корректировался по мере необходимости, с учётом результатов мониторинга, диагностики, итогов четвертей, полугодий. Осуществление контроля сопровождалось соблюдением принципов научности, гласности, объективности, плановости. Итоги контроля отражены в справках, составленных зам.директора по УВР, руководителями МО, протоколах совещаний при директоре, заседаниях МС, МО, в приказах директора.
В школе осуществляется мониторинг посещаемости учащимися учебных занятий. Обеспечена полная сохранность контингента учащихся. Два раза в год были проведены месячники по Всеобучу. Анализ уровня реализации прав учащихся на образование осуществлялся в соответствии с социальным заказом родителей, мотивацией, интересами, склонностями учащихся.
Внутришкольный контроль осуществляется на плановой основе. Проведено несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, классно – обобщающий, предметно – обобщающий, оперативный, локальный, сплошной, разовый, выборочный, промежуточный, систематический, индивидуальный, проверка классных журналов, дневников и тетрадей учащихся. Прочно вошли в практику административно-контрольные срезы по казахскому языку, математике, русскому языку, биологии, физике, проверка техники чтения учащихся 1-11 классов. Диагностика помогала обнаружить успехи учащихся, своевременно предупреждать о проблемах и пробелах, помогать в их ликвидации.
В рамках внутришкольного контроля в феврале проведен смотр кабинетов школы, цель – пополнение дидактической базы. Изучалась система работы учителей — предметников во время проведения предметных недель. В конце каждой четверти и по итогам года с учителями – предметниками проводились собеседования о выполнении государственных стандартов, базисного учебного плана. Главные объекты контроля из года в год остаются постоянными. Внутришкольный контроль является основным источником информации о состоянии дел в школе. По результатам проверок осуществлялась коррекция и регулирование.
Вывод: Администрация считает необходимым развитие самоконтроля и самоанализа учебно-воспитательного процесса. Основная роль в отслеживании качества УВП, его коррекции отводится администрации, методическим объединениям школы.
Рекомендации: Учителям предметникам использовать разнообразные формы и методы для активизации познавательных способностей учащихся, активно внедрять при проведении урочной и внеурочной деятельности информационно – коммуникативные технологии.
Вместе с тем, 76 % учителей находится в постоянном творческом поиске, создавая продуктивную атмосферу на уроке, используя элементы следующих инновационных технологий обучения:
№ | Название педагогической технологии | Количество учебных заведений, в УВП которых названная технология используется | Количество педагогов, использующих технологию в собственной практике |
Технологии на основе личностной ориентации обучения | |||
1 | Технология личностно- ориентированного обучения | Весь коллектив | |
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся | |||
2 | Игровые технологии | 6 | |
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса | |||
3 | Технология разноуровневого обучения | 4 | |
4 | Технология Караева, основанная на уровневой дифференциации обучения | 2 | |
Технологии на основе информационно- коммуникационных средств | |||
5 | Новые информационно- компьютерные технологии | 12 | |
Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала | |||
Технологии развивающего обучения | |||
7 | Технологии развивающего обучения | 1 | |
Другие технологии | |||
8 | Здоровьесберегающая технология | 2 |
Вывод: Учителями школы апробируются и используются данные образовательные технологии. Большинство учителей дают уроки в мультимедийном кабинете. Ими используются Интернет – ресурсы, тестеры по предметам (по темам), электронные учебники. Все открытые уроки и мероприятия проведены с использованием информационно — коммуникативных технологий. В результате этого повысилось качество по предметам: русский язык (+3,3), английский язык (+10,5), познание мира (+4,9), география (+13,7), биология (+6,9), химия (+15,9).
Рекомендации: Продолжить коллективу работать по улучшению своего педагогического мастерства, через использование новых компьютерных технологий, развивать умения в подборе методов и форм проведения уроков, уметь находить связующее звено между учителем и учеником, правильно рассчитывать временные рамки урока и рационально распределять между классами, уделять внимание развитию личности ребенка через привитие интереса к предметам.
Создание условий для формирования творческой личности учителя и ученика осуществлялось, в том числе и через повышение уровня квалификации педагогических кадров, обеспечение их научной информированности, овладение всеми участниками образовательного процесса навыками самообразования, определение собственной траектории развития, совершенствование функции управления.
В рамках совершенствования внутришкольной системы управления качеством образования, обеспечивающей объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, в течение года проводились срезы знаний, анкетирование всех участников образовательного процесса, тестирование, осуществлялся мониторинг качества знаний с последующими управленческими решениями.
Вывод: Таким образом, работа педагогического коллектива школы, направленная на обновление содержания образования, внедрение новых образовательных технологий, совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования, использование механизмов в целом была результативной, что позитивно отразилось на итогах учебного года.
Рекомендации: Вместе с тем необходимо активизировать работу администрации школы по мотивации педагогов к педагогическому развитию, внедрению инноваций, преодолению инертности педагогического мышления, помочь педагогам школы в обобщении и распространении передового педагогического опыта на уровне района и области.
В течение учебного года было проведено 11 совещаний при директоре, на которых рассматривались актуальные вопросы обучения и воспитания, внутренний распорядок дня, деятельности образовательного учреждения: состояние и меры по профилактике правонарушений, вопросы организации детского питания, обеспечение учащихся школьными учебниками и принадлежностями, о соблюдении техники безопасности в школе, о выполнении режима работы мини-центра и КПП, об итогах проверки воспитательных планов, об осуществлении контроля за состоянием преподавания уроков в начальных классах, предмета самопознания, курсов «Светскость и основы религиоведения», «Абайтану», об итогах проверки состояния преподавания предметов в старших классах, об уровне сформированности нравственных качеств, о состоянии обучения детей с ограниченными возможностями и на дому, об участие школьников в олимпиадах, конкурсах, система работы МО ЕМЦ, ОГН, оценивание качества работы по правовому воспитанию, социальной и психологической поддержки детей – сирот и детей из малообеспеченных семей и другие организационные мероприятия. Ежемесячно на совещании при директоре рассматривались вопросы о результативности деятельности педагогического коллектива по подготовке учащихся к сдаче ВОУД, ИА и ЕНТ.