ПАМЯТКА О ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

Пожелания ребенка родителям:

* Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне  все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
* Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
* Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
* Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
* Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить. Это поколеблет мою веру в вас.
* Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших « побед».
* Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю « Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
* Не заставляйте меня чувствовать младше, чем я есть на самом деле. Я отрываюсь на вас за это, стать « плаксой» и « нытиком».
* Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
* Не позволяйте моим « дурным привычкам» привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня га продолжение их.
* Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.
* Не пытайтесь осуждать мое поведение в самый разгар конфликта, по некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится немного хуже. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
* Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
* Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
* Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать,  я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
* Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
* Не подвергайте  слишком большому испытанию  мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
* Не забывайте, что я люблю экспериментировать, таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
* Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
* Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.
* Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
* Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре  обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
* Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает  мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
* Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
* Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе ,я  буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
*Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
* Относитесь ко мне также, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста,  ответьте мне любовью же…

Ведение дневника.  Правила для взрослых.

Почему так трудно научить ребенка пользоваться дневником?

В дневнике отмечается весь негатив школьной жизни:

  • не очень хорошие оценки, а получить всегда хочется хорошую;
  • замечания, а не очень хочется, чтобы родители знали об этом;
  • домашнее задание должно быть записано, а выполнять его совсем не хочется;
  • расписание, которое сразу напоминает о том, что надо идти в школу, что до каникул еще далеко.

Итак, несколько правил для взрослых:
№ 1 Не всегда стоит ругать ребенка за плохие оценки.

№ 2 Начинать выполнение домашнего задания необходимо с просмотра дневника. Если не все задания записаны, необходимо записи восполнить.

№3 Необходимо дать понять ребенку, что дневник – не враг, а друг.
В школьной жизни всякое бывает. Всем трудно, когда учатся. Плохая оценка констатирует факт, что пока ты этому не научился, но мы вместе справимся. У тебя не очень хорошо получается осваивать математику (литературу и т.п.), но ты отлично умеешь вышивать (рисовать…).

№4 Контролируйте заполнение дневника на неделю вперед.
Некоторые предметы бывают не каждый день. Иногда задание дается на следующую неделю. Некоторые дети просто теряются, не знают, куда записать, долго ориентируются и не успевают. Если меняется расписание, пусть ребенок сам сделает пометки карандашом, заранее нацелит себя, куда надо записать задание.

№5 Приучайте ребенка к аккуратности. Дневник – документ.   Вести его надо аккуратно.

Советы психолога родителям

  1. Никогда не жалейте своего ребенка из-за того, что он не такой, как все.
    2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
    3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
    4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
    5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятия решений.
    6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.
    7.Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными.
    8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
    9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
    10. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
    11. Почаще высказывайте свои пожелания учителю, работающему с вашим ребенком.
    12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
    13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет, и ему придется жить самостоятельно.
    14. Требуйте соблюдения режима дня. Старайтесь соблюдать его сами.
    15. Помогайте ребенку делать уроки, не делайте за него, но направляйте его.
    16. Не оскорбляйте личность ребенка, когда его ругаете. Анализируйте его действия и поступки, акцентируя внимания на его положительных чертах личности, показывая и объясняя как можно было поступить. Ребенок просто может не знать моделей правильного поведения в различных ситуациях.
    17. Говорите ребенку о том, что Вы его любите, даже если он совершает плохие поступки. Поступки можно исправить, ваша любовь в этом их поддержит. Детям это необходимо.  Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ

Если ребенок в детстве не насытится любовью и нежностью, то у него не будет сил, чтобы преодолеть те трудности, с которыми он столкнется, став взрослым. Опасна и безрассудная любовь к своим детям. Для каждой мамы ее ребенок – лучший. Это она внушает ему, но при этом ограждает от дел. В школе она делает за сына уроки, готовит доклады, а дочь отгоняет от плиты: «Замужем наготовишься!» Вы спешите удовлетворить малейший каприз своего маленького гения. Вырастает сын, который не знает, чем себя занять, куда пойти учиться. Подрастает дочь, которая мечтает выйти замуж за миллионера. Тогда и готовить не придется! Они уже не слышат своих родителей. Зачем? Родители постарались воспитать нездоровую уверенность в своих силах, гордыню у своих детей. «Тормозите» свою любовь рассуждением!

Если Вы хотите видеть своих детей счастливыми, то помогите им получить образование, а не учитесь за них. Дайте своим детям хорошее воспитание. Не передавайте ответственность за образование и воспитание полностью в руки школы. В ней Ваш ребенок будет лишь 11 лет, а остальные годы Вы будете вместе с ним учиться преодолевать трудности и радоваться его успехам. Будьте рядом, когда Ваш ребенок выбирает профессию, но не навязывайте своего мнения ему. Ваш ребенок не должен выполнять за Вас работу над ошибками Вашей жизни. Помогите найти своему ребенку свое предназначение. Не привязывайте его к себе.

Настоящая любовь бескорыстна. Этой любви Ваши дети учатся у своих родителей с колыбели. Задумываетесь ли Вы, что Ваш ребенок начинает копировать Вас, видя, как Вы ругаетесь между собой. Он учится обманывать, наблюдая, как искусно это делает мать или отец. Контролируйте свое поведение. Мать продолжает воспитывать своего ребенка и во время своего отсутствия. Умение любить ребенок тоже перенимает у Вас. Поэтому в Вашем доме должна царить любовь. Ваш малыш должен от рождения в ней купаться. Проявлять любовь к ребенку – это не значит потакать капризам. Родители должны проявлять строгость, делать тактичное замечание ребенку, чтобы он смог осознать свою ошибку. Выбирайте правильное время для этого. Не стоит читать нравоучения перед сном. У ребенка не будет времени рассеять свое расстройство. Ночью его будут преследовать кошмары, нарушится сон, появится желание отомстить родителям. Лучше проводить беседы с ребенком днем. У него будет время не только осознать свою ошибку, но и отвлечься от желания отомстить родителям. Окружите любовью своего ребенка, тогда у него меньше времени останется для озорства.

 Профилактика экзаменационного стресса

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при отсутствии её. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью.

 Уважаемые родители!
Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать,собраться с мыслями, знаниями и отвечать на экзаменах.
Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным.

 Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, — явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
(во взаимоотношениях к себе, в своей самооценке).
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.

Тревожность — это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 3 фазы реагирования на стресс:

-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).

-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)

-3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению)

Признаки стрессового напряжения:

·         Невозможность сосредоточиться на чем – то

·         Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)

·         Ухудшение памяти, внимания.

·         Слишком часто возникают чувство усталости.

·         Очень быстрая речь, быстрая ходьба

·         Мысли часто «улетучиваются»

·         Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)

·         Повышенная возбудимость и раздражительность

·         Появление агрессивности, конфликтности

·         Проявление нетерпеливости, нервозности

·         Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)

·         Потеря чувства юмора

·         Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений

·         Появление чувства душевного опустошения

·         Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)

·         Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность

·         Отрицательное отношение к жизни

 Создание условий успеха для подростков:

— Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,

— Возможные стратегии выбора,

— Способствование повышению уверенности в своих силах,

— Укрепление чувства собственного достоинства,

— Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства

 Рекомендации по преодолению стресса:

·         Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.

·         Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.

·         Стараться высыпаться и правильно питаться

·         Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)

·         Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания
(новости, комплименты, хорошие дела).

·         Не боятся плакать

·         Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).

·         Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.

·         Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.

·         Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

 Психологическая усталость и ее преодоление

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

·         Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор

·         Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.

·         Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы

·         Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)

·         Выработка в организме активных психогормональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)

 Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют — орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит – капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.

Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:

Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Подведем итоги

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

  •  Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребёнок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребёнок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  •  Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
  •  Контролируйте режим подготовки ребёнка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  •  Обратите внимание на питание ребёнка.
  • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребёнка, обеспечить ему подходящие условия для занятий.

image
Абай Кунанбаеву 175 лет
image
Лента победы
image
25-летие конституции РК
image
Балалар жылы

image